gallery/[group 2]-dsc0
gallery/258be2a490b8a254f20749b87cbce92a_120x57

и будет. тебе блаженство

gallery/kutimzavod

Первый горный Кутимский завод основан в 1890 году. В то время чугун, перевозился на маленьких суднах, в большом количестве,
примерно по 20 тыс. пудов.Далее в деревне Усть-Улс строились суда, которые могли брать на бортдо 30-50 тыс. пудов, на которых груз сплавлялся до устья Колвы при удачном исходеза 5-6 дней.В конце 19 века Министерство путей сообщения приступает к улучшению фарватерареки на протяжении более 250 верст.В навигацию по Вишере курсировали 4 пассажирских парохода плюс букcирные.
Известно, что 1899 году от деревни Усть-Улс сплавлено в весеннее половодье более 600 тыс. пудов чугуна. Но в 1900 году кипучая судоходная деятельность ослабела вследствие неудач, постигших Волжско-Вишерское акционерное общество, которое не рассчитало
свои силы по сооружению новых горных заводов. Для наблюдения за гидрологическим режимом в начале 20 века, были установлены
водомерные пункты в Велсовском заводе, Усть-Улсе, Акчиме, Бушменях, и Вижаихинском заводе. В начале 1960-х годов пассажирское сообщение по Вишере осуществлялось до Сыпучей, а в большую воду пароходы поднимались до Акчима и Усть-Улса.
 

           Кутимский чугуноплавильный завод, металлургический завод в Чердынском уезде Пермской губернии, главный завод французского «Волжско-Вишерского горных и металлургических заводов общества», пытавшегося в конце XIX — начале XX веков создать на Северном Урале мощную группу чугуноплавильных заводов.

 

Первый владелец завода московский купец Элеонор Шпис. На казенных землях на горной речке Кутим, притоке Улса, впадающего в реку Вишеру, в 140 верстах к юго-востоку от города Чердыни. Строительство завода было обусловлено наличием крупного месторождения высококачественных железных руд — «железного блеска», которое было известно с конца 50-х—начала 60-х годов XIX века. В 1887 году Э.В. Шпис увидел образцы «железного блеска, экспонировавшиеся в Екатеринбурге на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке. Осенью 1887 года он арендовал 9 отводов рудных площадей с правом выработки до 50 миллионов пудов руды и устройства чугуноплавильного и железоделательного завода. В 1888 году производились разведка железных руд и пробный сплав на баржах по реке Вишере. Партия руды по Вишере, затем по Каме и Волге была доставлена в Нижний Новгород, затем отправлена на арендуемый Шписом Черепетский завод. Произведенная опытная плавка показала легкоплавкость руды и высокое содержание железа (63-65%). В 1888-1889 годах произведены заготовка материалов, приготовление кирпича, доставка воздуходувной машины, мехов, нагревательных аппаратов, строительство жилых помещений, наем рабочей силы.

10 мая 1889 года состоялась закладка доменной печи открытого типа, а 12 мая 1890 года получен первый чугун. В 1890 году суточная производительность составила около 1600 пудов. Доменная печь располагалась в деревянном здании, рядом с которым находилось второе помещение с 2 воздухонагревательными аппаратами и 2 паровыми котлами, паровой машиной в 40 лошадиных сил и 3 воздуходувными цилиндрами. Доменная печь была круглого сечения с горячим дутьем: высотой от лещади до колошника составляла 53 фута (16,1 метра), диаметр распара — 11 футов (3,35 метра), высота горна — 4 фута (1,2 метра). Печь имела 4 фурмы, объем печи равен 3860 кубических футов (109 кубических метров). На заводе имелся локомобиль в 8 лошадиных сил.

Успешному действию завода благоприятствовал ряд факторов: повышенный спрос на чугун на внутреннем рынке, прежде всего на подмосковных железоделательных заводах, наличие крупных месторождений железной руды, ближайшее из которых находилось в 400 саженях (853 метра). Завод был вполне обеспечен флюсом и огнеупорными материалами: флюс добывался в непосредственной близости от завода, а огнеупорная белая глина высокого качества поставлялась из Яйвенской дачи. Отрицательное воздействие оказывали трудности с заготовкой и доставкой древесного угля. Имевшиеся лесные массивы находились в труднодоступных местах на сильно пересеченной местности, что вело к большим накладным расходам и значительному удорожанию топлива.

Непростым вопросом являлось обеспечение рабочей силой: первоначально предполагалось иметь 800-1000 человек постоянных и 1500 вспомогательных рабочих, но отказ от железоделательного производства резко снизил потребность в рабочих руках. В целом эту проблему удалось решить относительно легко: уже в 1888-1890 годах отмечался наплыв рабочих Вятской и Пермской губерний, благодаря которому был ликвидирован дефицит квалифицированных кадров. На вспомогательные работы (валка леса, углежжение, работа на рудниках) пришло много рабочих из Архангельской, Вологодской и Казанской губерний. В 1890 году 65 рабочих были заняты на доменном производстве, 75 использовались на других заводских работах, 350 были заняты на вспомогательных операциях. К концу XIX - началу XX веков приток рабочих заметно ослаб, вызвав сильное удорожание рабочей силы.

Труднее давалось создание транспортных коммуникаций: первое время постоянное сообщение с Чердынью было возможно только в зимнее время; весной и летом водный транспорт (лодки, шитики, полубарки) преодолевал расстояние от Чердыни до завода за 7-10 дней. Делалась попытка пустить пароходы с баржами, но быстро выяснилась необходимость расчистки фарватера и взрыва порогов, что требовало крупных расходов. Для облегчения транспортных проблем провели от завода до реки Курьи конно-железную дорогу в 23 версты.

В 1890-х годах Э.В. Шпис упорно занимался совершенствованием оборудования завода, однако затратив большие средства на строительство завода, был вынужден продать в 1893 году завод обществу Кутимского и Привишерских заводов, главную роль в котором играл известный предприниматель Ю.П. Гужон. Новые владельцы продолжили расширение производственных мощностей завода. В 1893 году началось строительство второй доменной печи, которая пущена 14 августа 1894 года. Доменная печь открытого типа была, как и первая, одета в металлический кожух, сделанный из котельного железа. Одновременно установлена воздуходувная горизонтальная двухцилиндровая машина мощностью в 160 лошадиных сил с 2 паровыми котлами и 2 воздунагревательными приборами, построены 20 углевыжигательных печей и участок конно-железной дороги от деревни Усть-Улс до реки Курьи (13 верст). В 1895 году на заводе построили 1 рудообжигательную и 12 углевыжигательных печей, в 1896 году устроен паровой подъем угля от углевыжигательных печей на верх домны, а также построены 22 углевыжигательные печи. В результате производительность завода возросла с 457,5 тысяч пудов чугуна в 1890 году до 1223,1 тысяч пудов в 1897 году.

Постоянный рост накладных расходов и удорожание производства повлекли новую смену хозяев завода: в 1897 году предприятие перешло к Волжско-Вишерскому обществу, в котором существенную роль играли французские капиталы. В 1902 году проведена реконструкция воздухонагревательных аппаратов, благодаря чему улучшились нагрев и упругость дутья. В том же году была установлена паровая машина, при помощи которой по наклонному рельсовому пути поднимались вагоны с углем от углевыжигательных печей на колошник домен, конная перевозка продукции с завода на пристань Усть-Улс частично заменена паровозной.

С начала XX века положение завода заметно осложнилось под влиянием промышленного кризиса и из-за разногласий вла¬дельцев с земскими органами и лесным ведомством, вызванных повышением земских налогов и ростом цен на лесные материалы. Разногласия с казной привели к тому, что завод должен был завозить лесные материалы за несколько десятков верст, что резко повысило накладные расходы. Одновременно росла дороговизна рабочих рук, в результате около 1910 года завод упразднен.

Завод действовал около 20 лет , выплавив за этот период почти 20000 тысяч пудов чугуна.

gallery/fot 1905 god